Каждый человек в нынешних реалиях является потребителем товаров и услуг, так как не имеет возможности произвести все необходимое для жизнедеятельности самостоятельно. За хлебом мы ходим в булочную, а не печем его сами, чинить кран приглашаем сантехника, предлагающего свой квалифицированный труд.
Да, потребители получают в результате каждодневных сделок определенные блага, однако все чаще сталкиваются с нарушением продавцами (изготовителями, исполнителями) своих прав.
В России права граждан при приобретении товаров и услуг защищаются Законом о защите прав потребителей, который регулирует отношения между двумя субъектами правовых отношений:
- потребителями – лицами, приобретающими товары и услуги для личных нужд, не связанных с коммерческой деятельностью
- субъектами предпринимательской деятельности — коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является получение прибыли.
Первым субъектам правоотношений законодательно предоставляются рад гарантий защиты их интересов, которые выражаются в возможности реализовать следующие права:
- Право на получение всей необходимой и достоверной информации о товаре или услуге
(информация о товаре или услуге должна быть предоставлена заблаговременно, чтобы обеспечить возможность потребителю сделать правильный выбор) - Право на приобретение качественного товара или услуги
(товар или услуга должны соответствовать нормам, устанавливающим качество соответствующей категории товаров или услуг: ГОСТам, СНИПам, регламентам и т.д.) - Право на возмещение ущерба и убытков
(гарантируется возмещение ущерба и убытков, которые были причинены некачественным товаром или услугой, или предоставлением недостоверных сведений о товаре или услуге) - Право на безопасное потребление
(приобретаемая вещь не должна причинять угрозу жизни и (или) здоровью или создавать опасность причинения жизни и (или) здоровью)
Общественные и правительственные организации в сфере защиты прав потребителей
Если коммерческая организация отказывается выполнять требования закона и препятствует потребителю в реализации его законных прав, последний вправе обратиться за защитой в государственный орган, общественную организацию или в юридическую компанию.
Выбрать орган, которому доверить защиту нарушенных продавцом (изготовителем, исполнителем) прав, должен сам потребитель. Обращение за защитой в государственный орган не лишает потребителя возможности обратиться за помощью в общественную организацию или в юридическую компанию.
Основным государственным органом, уполномоченным защищать нарушенные права потребителей, является Роспотребнадзор. Оставить обращение на нарушение своих прав можно в электронном виде через сайт Роспотребнадзора:
Защитой прав потребителей занимаются также и другие органы исполнительной власти в рамках своей компетенции:
- Госжилинспекция
- Департамент здравоохранения
- Органы Полиции
- Прокуратура и д.р.
Помимо органов государственной власти, защита прав потребителя осуществляется и общественными организациями, в частности Обществом защиты прав потребителей. Не обладая властными полномочиями, основное направление их деятельности сводится к общественному контролю за соблюдением законодательства в данной сфере. Наряду с этим,
Общество предоставляет бесплатную консультацию юриста и помощь юриста в подготовке процессуальных документов (например, претензий к коммерческой организации) и дальнейшем представлении интересов потребителя в судебном процессе против недобросовестного коммерсанта.
Таким образом, можно выделить несколько субъектов защиты нарушенных прав потребителей:
- Государственные органы – обладают властными полномочиями, но не сильно заинтересованы в исходе дела, так как зарплата сотрудников не зависит от количества обработанных обращений граждан и эффективности их разрешения
- Общественные организации – осуществляют общественный контроль и не обладают властными полномочиями (не могут инициировать проведение проверки, выдать предписание нарушителю)
- Юридические компании – прямым образом заинтересованы в исходе дела, так как получают вознаграждение за свою деятельность.
Вместе с тем, если конфликт между коммерческой организацией и потребителем не был разрешен после обращения в государственный орган или общественную организацию, последнему остается искать защиты нарушенного права в суде.
Юридическое сопровождение — от составления иска до полного исполнения решения суда
Как показывает практика, коммерческие организации, нарушившие права потребителей, не торопятся разрешить возникший спор и удовлетворять заявленные потребителем требования.
Коммерческая компания уже просчитала для себя экономическую сторону вопроса: – устно будут жаловаться на некачественные товар или услугу – 50% потребителей, напишут претензию – 25%, обращаться с иском в суд только – 10%. При таких обстоятельствах коммерческой компании выгоднее не признавать нарушение прав потребителей, а отвечать «отписками».
Обратившись в государственный орган, потребитель далеко не всегда получает результат в виде реального восстановления нарушенных прав. Нередко возникают ситуации, когда государственный орган проводит проверку, выдает предписание об устранении нарушений, а коммерческая организация их попросту не исполняет. Дальнейший контроль со стороны государственного органа либо отсутствует совсем, либо сводится к обязанию продавца выплатить в бюджет государства незначительный штраф.
Такое положение дел приводит к тому, что для фактического получения компенсации за некачественный товар или услугу необходимо инициировать судебное разбирательство и это единственное эффективное решение проблемы с недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).
В общем виде восстановление нарушенного права потребителя выглядит следующим образом:
- Если в устной форме не удается разрешить спор с коммерческой организацией, то необходимо составить претензию и направить ее по почте на юридический адрес коммерческой организации (найти его можно на сайте Федеральной налоговой службы, введя ИНН организации-продавца). Претензия направляется Почтой России ценным письмом с описью вложения.
- В случае отсутствия ответа на претензию или получения отказа в удовлетворении заявленных требований, необходимо собрать доказательства и подготовить исковое заявление, грамотно обосновав свою позицию со ссылками на нормативные акты.
- Инициировать судебное разбирательство путем направления искового заявления в суд, получить решение суда, которым восстанавливаются нарушенные права потребителя;
- Получить исполнительный лист и инициировать исполнительное производство.
Российское законодательство предоставляет потребителям дополнительные правовые гарантии, что выгодно отличает их от других категорий гражданских истцов. По общему правилу гражданский иск может быть подан только в судебный орган по месту нахождения ответчика. Исковое заявление о защите прав потребителя может быть подано в один из следующих судов:
- по месту постоянной или временной регистрации потребителя
- по месту регистрации ответчика – коммерческой организации
- по месту исполнения договора, заключенного между потребителем и коммерческой организацией
Отдельные гарантии предоставляются и в отношении государственной пошлины за судебное урегулирование спора. При подаче искового заявлении по данной категории дел и сумме иска до 1 000 000 руб. нет необходимости оплачивать государственную пошлину.
Почему мы? — преимущества обращения в юридический центр Advisor
Профильным направлением деятельности Юридического центра Advisor является защита прав потребителей. Позвонив нам, Вам будет предоставлена квалифицированная и максимально полная консультация юриста с правовым анализом Вашей ситуации и вариантами решения возникшей проблемы. Наши специалисты проанализируют ваше дело о определят наиболее эффективные способы защиты Ваших прав. Также будем рады сопроводить ведение Вашего дела, начиная с этапа досудебного урегулирования спора с недобросовестным продавцом и до момента получения Вами денежных средств в счет возмещения нарушенного права.
Причины сотрудничать с нами:
- Большой опыт представления интересов наших доверителей, подтверждающийся нашей судебной практикой
- Проводим квалифицированные, полные юридические консультации бесплатно
- Демократичные цены на юридические услуги и гибкая система расчетов
- Оказываем услугу «под ключ». Единственное, что от Вас потребуется — оформить нотариальную доверенность на сотрудников нашего Центра!
На предварительной консультации мы изучим обстоятельства дела и представленные документы, оценим перспективы обращения в суд или иных способов вашей защиты.
После этого будет заключен договор, без навязывания ненужных услуг или завышения расценок. Со стоимостью на основные услуги вы можете ознакомиться в разделе Цены на нашем сайте.
По всем возникающим юридическим вопросам мы оказываем консультации по телефону, через форму обратной связи и непосредственно в офисе Юридического Центра Advisor.
Вы можете изложить основные обстоятельства вашей ситуации в заявке на сайте, а наши специалисты сами свяжутся с вами. Обращайтесь, мы консультируем БЕСПЛАТНО!