Споры с управляющей компанией: компетентная помощь в вопросах ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из самых конфликтных и животрепещущих тем, которая часто приводит ее участников в здание суда. Споры с управляющей компанией стали атрибутом повседневной жизни — почти каждый жилец многоквартирного дома хотя бы раз испытывал трудности в «общении» с организациями. Между тем, у граждан есть множество способов по защите собственных жилищных интересов, которыми стоит пользоваться на практике.
Договор управления (и другие способы управления домом)
Жилищным законодательством установлено три способа управления многоквартирным домом:
- непосредственно собственниками;
- товариществом собственников жилья (ТСЖ);
- управляющей организацией (УО).
Выбор конкретного способа всецело зависит от количества жилых помещений в доме, ответственности жильцов и надежности управляющих организаций. При непосредственном управлении (которое подходит для небольшого количества собственников) жильцы самостоятельно заключают договоры поставки жилищно-коммунальных услуг, а при наличии
ТСЖ — обслуживание проводится через товарищество.
Жилищные споры, наиболее частые в судебной практике
Судебные споры с управляющей компанией чрезвычайно многообразны и проводятся по различным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.
Завышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги
Спонтанное увеличение тарифов — типичное нарушение со стороны УО. Организация заключает фиктивные договоры и акты приемки-передачи со сторонними организациями и повышает стоимость услуг. Данное действие противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354.
Отсутствие ремонта в подъезде, грязь и антисанитария в местах общего пользования
Обслуживание и содержание дома относится к обязанностям УО. Организация должна своевременно ремонтировать места общего пользования для обеспечения оптимального уровня жилищного комфорта граждан. Стоит помнить, что текущий ремонт должен проводиться УО регулярно — раз в 3-5 лет.
Залив квартиры
УО несет ответственность за залив помещений при наличии вины. При этом по спорам с управляющей компанией судебная практика в первую очередь обращает внимание на действия (бездействие) организации (конечно, в контексте их правомерности) даже при наличии оснований полагать, что виноваты соседи пострадавших жильцов.
Проблемы с отоплением
В холодное время года и межсезонье остро встает проблема некачественного отопления жилых помещений, которое может выражаться как в «недотопе», так и в «перетопе». За обе ситуации, которые существенно ухудшают качество проживания, отвечает управляющая организация.
Навязывание дополнительных услуг
УО могут навязывать жильцам услуги, которые прямо не связаны с непосредственным содержанием дома. Типичные примеры: установка систем видеонаблюдения, найм охраны или монтаж сигнализации. Компания может оказывать дополнительные услуги только при наличии договоренности с жильцами.
Незаконное использование чердаков, подвалов и технических этажей
По общему правилу (ст.290 Гражданского Кодекса РФ, далее по тексту — ГК РФ), места коллективного пользования находятся в долевой собственности у жильцов. У управляющей организации нет права использовать подвалы, чердаки и другие помещения для своих (в том числе — коммерческих) нужд.
Незаконное использование придомовой территории
Произвольное уничтожение зеленых насаждений или перестройка забора — типичные ситуации злоупотреблений со стороны управляющих организаций. Без решения собственников компания не имеет права использовать придомовую территорию в своих целях.
Создание товарищества собственников недвижимости (ТСН)
Незаконное создание ТСН проводится с целью «отмыть» имеющиеся денежные средства. Как правило, решение о создании товарищества собственников недвижимости принимается со стороны мошенников, которые находятся в сговоре с УО.
Реновация
На волне популярности реновации в Москве возникают и новые злоупотребления со стороны УО. Как правило, организации, которые обслуживают дома после реновации, назначаются правительством без участия граждан. Но и сама по себе реновация нередко проводится с нарушением установленных норм жилищного законодательства.
Понуждение к проведению капитального ремонта
Управляющие организации нередко ставят жителей перед фактом проведения капитального ремонта, что идет вразрез с существующими нормами жилищного законодательства. Согласно Жилищному Кодексу РФ (далее по тексту — ЖК РФ), решение о капитальном ремонте должно быть принято на общем собрании собственников жилья. Данные споры с управляющей компанией юрист поможет решить в пользу жильцов.
Перерасчет
Изменение порядка расчетов стоимости ЖКУ — излюбленная тактика УО по получению дополнительной выгоды от граждан. Нередко организация может и сознательно затягивать с перерасчетами, что приводит к длительным спорам.
Досудебное урегулирование спора с управляющей компанией
Законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта перед тем, как начинать судебные споры управляющими компаниями. Исковое заявление без соблюдения претензионного порядка подлежит возвращению в соответствии со ст.135 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту — ГПК РФ). Если документ все же был принят к производству, то его оставляют без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ).
Претензионный порядок предполагает составление претензии — письменного документа, который должен содержать:
- сведения об организации-нарушителе и заявителях;
- обстоятельства нарушений;
- доказательства наличия нарушений;
- расчеты ущерба;
- мотивировочная часть со ссылками на нормы закона.
Сроки рассмотрения зависят от содержания жалобы. Если имеет место претензия по качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, то у управляющей организации есть 3 дня на ответ (согласно пункту 31 Постановления Правительства РФ №354). В ряде случаев жалоба должна рассматриваться немедленно (к примеру, если собственник почувствовал запах газа на придомовой территории). Если срока рассмотрения конкретной жалобы не установлено, тогда применяется общий срок, равный 30 календарным дня в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Спор между управляющими компаниями
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией (ст.161 ЖК РФ), поэтому нередки споры между управляющими компаниями за право обслуживания конкретного МКД. Конфликты возникают также и при смене организаций по решению собственников. У управляющей организации для восстановления своего правового положения есть несколько вариантов:
- созвать собрание собственников жилья и убедить жильцов;
- оспорить решение собрания через суд при несогласии с результатами.
Большинство разбирательств между УО проводится в стенах арбитражных судов, так как ни одна из сторон конфликта не хочет потерять выгодное обслуживание. Это касается как ситуаций с нежеланием передавать документы по управлению домом, так и неоднозначным решением собрания.
Преимущества юридического центра Advisor при обращении по вопросу урегулирования отношений с управляющей компанией
Юридический центр Advisor регулярно сталкивается с конфликтами в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Наши сильные стороны:
- репутация, сложившаяся по итогам обращений большого количества собственников за консультациями и дальнейшей действенной помощью в решении спорных вопросов;
- многолетний опыт в сфере защиты прав потребителей — собственников жилья;
- работа на результат. Надежная защита интересов жильцов от злоупотреблений управляющих организаций;
- мастерское владение жилищным законодательством. Если возникли споры с управляющей компанией — защита прав от Advisor обеспечит качественную поддержку на основании норм закона;
- доскональное знание судебной практики. Мы регулярно отслеживаем судебную практику всех инстанций в рассматриваемой сфере и базируем все процессуальные документы по делу доверителей именно на актуальных актах.
Порядок взаимодействия
- Бесплатная консультация. Выявление правовой проблемы и дача советов по ее решению.
- Заключение договора. Только честные условия с соблюдением интересов клиента.
- Составление исковых материалов. Подготовка доказательств и документов для судебного разбирательства.
- Подача документов в суд.
- Прохождение судебных заседаний. Отстаивание прав клиента в суде.
- Вынесение решения судом.
- Исполнительное производство.
На предварительной консультации мы изучим обстоятельства дела и представленные документы, оценим перспективы обращения в суд или иных способов вашей защиты.
После этого будет заключен договор, без навязывания ненужных услуг или завышения расценок. Со стоимостью на основные услуги вы можете ознакомиться в разделе Цены на нашем сайте.
По всем возникающим юридическим вопросам мы оказываем консультации по телефону, через форму обратной связи и непосредственно в офисе Юридического Центра Advisor.
Вы можете изложить основные обстоятельства вашей ситуации в заявке на сайте, а наши специалисты сами свяжутся с вами. Обращайтесь, мы консультируем БЕСПЛАТНО!