В среде руководителей и владельцев компаний давно устоялось мнение о том, что субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц по долгам организации — это нечто из области фантастики. И вероятность привлечения к ней если не отсутствует полностью, то сводится к нулю.
Задать вопрос нашему специалисту
До недавнего времени так все и было. Но начиная с 1 сентября 2017 г., ситуация в корне изменилась. И теперь привлечение директора и собственников бизнеса к субсидиарной ответственности постепенно становится традиционной практикой. Ведь законодатель не только значительно упростил всю процедуру, но и, фактически, ввел презумпцию виновности контролирующих предприятие лиц, возложив на них бремя доказывания своей непричастности к образованию долгов и неспособности компании их выплатить.
Предположим, что две коммерческие организации заключили двусторонний договор на поставку определенного товара на сумму в 3 млн рублей. При этом одна компания свои обязательства выполнила в полном объеме, перечислив предоплату в размере 100%. В вторая же организация начала оттягивать сроки поставки продукции, обосновывая это временными трудностями, проблемами с транспортировкой, внезапно возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и другими, как правило, не существующими причинами. Добросовестный же участник договора терпеливо ждет, но со временем решает обратиться в суд.
Последний иск удовлетворяет, уплаченную сумму предоплаты с должника взыскивает. Выигравшая сторона получает исполнительный лист, отправляется к судебным приставам, где выясняется, что с должника взять-то нечего: на счетах пусто, имущество отсутствует, а долг по налогам и коммунальным платежам достиг невероятных размеров.
В общем, ситуация типичная: денег нет, товара тоже, но зато есть решение суда и исполнительный лист, от которого ровным счетом ничего не меняется. Ведь судебные приставы не могут взять с должника больше, чем есть. Тогда как же бороться с недобросовестными партнерами и контрагентами? Есть ли шанс вернуть “ушедшие в яму” деньги? Какие меры следует предпринять, чтобы добиться возврата средств? И особенно, если директор номинальный, а фирма не просуществовала и месяца? Об этом и многом другом и пойдет речь.
Начнем с хорошей новости: взыскать деньги с должника можно. И причем вне зависимости от того, была ли инициирована процедура банкротства. Для этого необходимо добиться привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности через суд.
Что же это значит? Привлечь к субсидиарной ответственности — значит взыскать долг с другого лица в случае, если сам должник не имеет возможности его погасить. При этом в качестве первого должно выступать так называемое контролирующее должника лицо (далее — КДЛ).
Исчерпывающего списка КДЛ в законодательных актах нет. Однако в ст. 61.10 “Закона о банкротстве” дано четкое определение этому понятию. В соответствии с ним, КДЛ — это физическое или юридическое лицо, которое имеет либо имело право выносить обязательные для исполнения должником приказы и распоряжения или обладало возможностью иным способом влиять на судьбу компании.
В этой же статье определен четкий срок, в течение которого КДЛ может считаться таковым: в течение трех лет до момента появления признаков банкротства и все время после этого и до принятия судом заявления о признании организации банкротом. При этом привлечь КДЛ к ответственности можно не позднее 10 лет с момента совершения им действий, которые привели к негативным последствиям, либо бездействия.
Анализируя содержание той же ст. 61 вышеуказанного Закона, можно прийти к выводу о том, что к числу КДЛ, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам ООО, относятся:
Важно! При этом КДЛ по решению суда могут быть признаны и иные лица в соответствии с ч. 5 ст. 61 “Закона о банкротстве”.
Например:
Для привлечения КДЛ к ответственности необходимо наличие оснований, отраженных в Постановлении Пленума №53:
В первом случае все сводится к тому, что руководитель (учредитель)при наличии оснований, указанных в ст. 9 ФЗ №127, обязан подать в Арбитражный суд заявление о признании компании-должника банкротом. При этом все обстоятельства, перечисленные в указанной статье, сводятся к тому, что фирма становится неспособна исполнять свои обязательства в связи:
Важно! В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ “О банкротстве” руководитель должен обратиться в суд с заявлением о признании компании банкротом в течение месяца после выявления соответствующих признаков. Если по прошествии этого времени ничего предпринято не будет, то директор (владелец) рискует быть привлеченным к субсидиарной ответственности ввиду намеренного уклонения от вышеуказанной обязанности.
Когда полное погашение требований в пользу взыскателей невозможно, то в этом случае многое зависит от того, как КДЛ управляло компанией. И здесь принципиально важным является факт виновности контролирующего лица. Если КДЛ:
Если руководитель не представляет документы или их часть, утверждая, что они утрачены (испорчены), то это может стать весомым основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Ведь при отсутствии каких-либо бумаг сформировать конкурсную массу* порой становится попросту невозможно (*конкурсная масса — все деньги фирмы, которые пойдут на погашение долгов.
Управление ООО номинальным директором — это достаточно распространенная практика. Однако лицам, решившимся выполнять подобную роль, стоит знать, что такой формальный статус не снимает с них ответственности. Верховный суд по этому поводу дал чёткое разъяснение, указав, что номинальная должность не является препятствием для руководителя на пути управления компанией и принятия значимых для нее решений. И поскольку “формальный” директор может влиять на вектор развития предприятия, то и субсидиарная ответственность для него наступает по общим правилам.
Бывший директор тоже может быть привлечен к субсидиарной ответственности в течение 10 лет со времени, когда имело место быть бездействие или действия, ставшие для этого основанием. Причем факт ведения или завершения процедуры банкротства, ликвидации компании либо ее исключение из ЕГРЮЛ не имеет никакого значения. Иск о взыскании может быть обращен непосредственно к КДЛ.
Обратите внимание! Взыскать долг с директора, учредителя ( в том числе, бывших) могут не только коммерческие организации-кредиторы, но и представители ФНС, что, кстати, является весьма распространенным явлением. Это может происходить в рамках ст. 45 НК РФ (долги, возникшие в результате неуплаты сумм, указанных в декларации, либо путем доначислений) или ст. 1064 ГК РФ в связке с УК.
Если должник был признан банкротом, то кредитору сначала необходимо получить выписку об исключении организации из ЕГРЮЛ. Затем следует убедиться в невозможности взыскания долга за счет имущества юридического лица, что тоже нужно подтвердить. Как правило, компания, доведенная до банкротства, ничем не располагает в части того, что может представлять какую-то ценность для кредиторов. Поэтому следующим шагом станет обращение в суд с иском о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности.
В суде придется доказать, что лицо, с которого истец хочет взыскать деньги, нанесло вред компании, что и привело в результате к усугублению ее финансового положения. То есть, должна быть установлена причинно-следственная связь между действиями КДЛ (его бездействием) и последствиями в виде невозможности исполнения обязательств.
Какие факты могут стать подтверждением вины руководителя (учредителя):
Важно! В суде придется доказать связь подобных (или идентичных) действий с неплатежеспособностью ООО, а не просто факт их совершения.
При этом субсидиарная ответственность директора или собственника бизнеса может и не наступить в случае, если КДЛ удастся доказать отсутствие своей вины. Что может стать для этого аргументом:
Уйти от субсидиарной ответственности самостоятельно крайне сложно. При этом КДЛ не всегда объективно виновен в финансовой несостоятельности компании. Бывают случаи, когда руководитель не причинял вреда организации и не пытался это сделать. Но кредиторов всегда волнует только одно: возврат средств.
Если произошло так, то КДЛ стоит правильно себя вести, соблюдая требования закона. Порой законопослушность, правдивость и четкое следования порядку процедуры в какой-то мере способствуют формированию у суда убеждения в том, что директор действительно невиновен. Разумеется, все это должно подкрепляться фактами и соответствующими доказательствами.
КДЛ, которого пытаются привлечь к субсидиарной ответственности по долгам ООО, стоит учесть следующие рекомендации:
Эксперты юридической компании “МосАдвизор” советуют придерживаться определенных правил во избежание судебных исков, касающихся привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности по долгам ООО:
А если вы по каким-то причинам попали в столь неприятную ситуацию, связанную с привлечением к субсидиарной ответственности по долгам ООО, выступая в качестве представителя должника или кредитора, то обращайтесь за помощью к специалистам компании “Адвизор”. Наши юристы имеют большой и весьма удачный опыт участия в подобных процессах, поэтому с радостью помогут вам разрешить возникшую проблему максимально благополучно.