Под потребительским экстремизмом скрывается увеличивающееся с каждым годом число исков покупателей жилья. Поводом для них является некачественный ремонт застройщика.
Доказав наличие недоделок и огрехов, потребителям удается отсудить солидные компенсации и штрафы. Застройщики в большинстве случаев готовы устранить недочеты, но покупателям интересны «живые деньги» Их взыскание ведет к ухудшению финансового положения застройщиков, тормозит их работу и неминуемо ведет к просрочкам по другим обязательствам.
Проблема потребительского экстремизма стала темой круглого стола в Совете Федераций, состоявшегося в ноябре 2020г. В нем приняли участие зам. главы Минстроя и ЖКХ Дмитрий Волков, от Роспотребнадзора – Олег Прусаков, председатель СФ РФ по региональной политике Олег Мельниченко, член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева и другие.
У Минстроя и Роспотребнадзора взгляды на взыскание с застройщика за некачественный ремонт оказались разнополярными. Для Минстроя шквал потребительских исков стал настоящей проблемой, снижающей темпы развития рынка жилищного строительства. Роспотребнадзор считает ситуацию с истребованием крупных компенсаций и штрафов вполне нормальной. По мнению Олега Прусакова, она спровоцирована не алчными потребителями, а недобросовестными застройщиками.
Речь идет об инспектировании не только квартир, но и общедомового имущества: чердаков, подвалов, лестничных клеток, пролетов и т.д. Внедрение типовой формы акта приемки жилых домов с фиксацией состояния сдаваемой жилплощади и общедомового имущества позволит разграничить ответственность застройщика и управляющей компании. В этом случае взыскание некачественного ремонта будет производиться в зависимости от полномочий участников. За качество строительства отвечает застройщик и устраняет все указанные в акте претензии в течение гарантийного срока. За претензии, возникшие по причине халатного содержания и неквалифицированного текущего ремонта, – УК.
По данным Института развития строительной отрасли, 70% руководителей девелоперских компаний регулярно сталкиваются с потребительскими исками на крупные суммы. За каждым из них стоят профессиональные юристы, специализирующиеся на подобных исках, игнорирующие внесудебные механизмы и раскручивающие клиентов именно на судебное разбирательство. Их цель — взыскать не только неустойку, но и возложить штраф на застройщика по некачественному ремонту. Последний выплачивается истцу и в соответствии с положениями ФЗ-2300-1 составляет 50% от присужденной суммы.
Для 45% опрошенных респондентов взыскание компенсации за некачественный ремонт стало особо острой проблемой, мешающей исполнению других обязательств, реализации проектов и развитию в целом. Только за 2019 год российскими судами зарегистрировано 28 192 иска против строительных компаний, в 2017 – 36 217. 95% из них удовлетворено в пользу потребителей на общую сумму свыше 6,5 млрд. руб.
По данным Роспотребнадзора, в 2019г. средняя сумма штрафа в пользу потребителей составила 294 925 руб. Такие санкции, выплачиваемые потребителям сверх удовлетворенной суммы иска, делают взыскание за некачественный ремонт квартиры особо привлекательным и превращают его в источник неосновательного обогащения.
По мнению всех участников круглого стола, решение проблемы потребительского терроризма должно быть комплексным и учитывать баланс интересов сторон. Такого эффекта можно добиться модернизацией нормативно-правовой базы, вовлечением потребителей в процесс приемки новостроек, определением жестких критериев качества и некачества и разделением зон ответственности застройщик и УК.