Акция: Спецусловие для дольщиков ГК ПИК
5% скидка по промокоду PIK по спорам о качестве ремонта (при работе с нами за %)
Оставить заявку
Заказать звонок

Роспотребнадзор поспорил с Минстроем о «потребительском экстремизме» -

Теги:

Потребительский экстремизм разделил Роспотребнадзор и Минстрой на два лагеря

Под потребительским экстремизмом скрывается увеличивающееся с каждым годом число исков покупателей жилья. Поводом для них является некачественный ремонт застройщика.

 

Доказав наличие недоделок и огрехов, потребителям удается отсудить солидные компенсации и штрафы. Застройщики в большинстве случаев готовы устранить недочеты, но покупателям интересны «живые деньги» Их взыскание ведет к ухудшению финансового положения застройщиков, тормозит их работу и неминуемо ведет к просрочкам по другим обязательствам.

Роспотребнадзор поспорил с Минстроем о "потребительском экстремизме"

Мнения профессионалов о потребительском терроризме

Проблема потребительского экстремизма стала темой круглого стола в Совете Федераций, состоявшегося в ноябре 2020г. В нем приняли участие зам. главы Минстроя и ЖКХ Дмитрий Волков, от Роспотребнадзора – Олег Прусаков, председатель СФ РФ по региональной политике Олег Мельниченко, член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева и другие.

 

У Минстроя и Роспотребнадзора взгляды на взыскание с застройщика за некачественный ремонт оказались разнополярными. Для Минстроя шквал потребительских исков стал настоящей проблемой, снижающей темпы развития рынка жилищного строительства. Роспотребнадзор считает ситуацию с истребованием крупных компенсаций и штрафов вполне нормальной. По мнению Олега Прусакова, она спровоцирована не алчными потребителями, а недобросовестными застройщиками.

Предложения по сокращению исков

  • Минстрой ратует за разработку и утверждение перечня замечаний и норм, определяющих возможность эксплуатации нового жилья, а также свода правил по приемке и определению степени критичности недоделок. Это позволит сузить круг споров и, соответственно, уменьшить количество исков.
  • В Совете Федераций считают наиболее злободневным вопросом совершенствование нормативно-правовой базы. В ней не должно быть ни малейшей лазейки для недобросовестных участников рынка и многочисленных посредников.
  • Представитель Общественной палаты Светлана Разворотнева предложила наделить потребителей правом участия в приемке дома и фиксации недочетов отдельным протоколом.

 

Речь идет об инспектировании не только квартир, но и общедомового имущества: чердаков, подвалов, лестничных клеток, пролетов и т.д. Внедрение типовой формы акта приемки жилых домов с фиксацией состояния сдаваемой жилплощади и общедомового имущества позволит разграничить ответственность застройщика и управляющей компании. В этом случае взыскание некачественного ремонта будет производиться в зависимости от полномочий участников. За качество строительства отвечает застройщик и устраняет все указанные в акте претензии в течение гарантийного срока. За претензии, возникшие по причине халатного содержания и неквалифицированного текущего ремонта, – УК.

Роспотребнадзор поспорил с Минстроем о "потребительском экстремизме"

Тенденции потребительского экстремизма

По данным Института развития строительной отрасли, 70% руководителей девелоперских компаний регулярно сталкиваются с потребительскими исками на крупные суммы. За каждым из них стоят профессиональные юристы, специализирующиеся на подобных исках, игнорирующие внесудебные механизмы и раскручивающие клиентов именно на судебное разбирательство. Их цель — взыскать не только неустойку, но и возложить штраф на застройщика по некачественному ремонту. Последний выплачивается истцу и в соответствии с положениями ФЗ-2300-1 составляет 50% от присужденной суммы.

 

Для 45% опрошенных респондентов взыскание компенсации за некачественный ремонт стало особо острой проблемой, мешающей исполнению других обязательств, реализации проектов и развитию в целом. Только за 2019 год российскими судами зарегистрировано 28 192 иска против строительных компаний, в 2017 – 36 217. 95% из них удовлетворено в пользу потребителей на общую сумму свыше 6,5 млрд. руб.

 

По данным Роспотребнадзора, в 2019г. средняя сумма штрафа в пользу потребителей составила 294 925 руб. Такие санкции, выплачиваемые потребителям сверх удовлетворенной суммы иска, делают взыскание за некачественный ремонт квартиры особо привлекательным и превращают его в источник неосновательного обогащения.

Решение проблемы

По мнению всех участников круглого стола, решение проблемы потребительского терроризма должно быть комплексным и учитывать баланс интересов сторон. Такого эффекта можно добиться модернизацией нормативно-правовой базы, вовлечением потребителей в процесс приемки новостроек, определением жестких критериев качества и некачества и разделением зон ответственности застройщик и УК.

← назад к списку

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию

Спасибо за обращение!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время. В случае возникновения вопросов, вы можете написать нам на почту support@mosadvisor.ru или позвонить по телефону
+7 (499) 394-39-78
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Благодарим за доверие!

Спасибо за обращение!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время. В случае возникновения вопросов, вы можете написать нам на почту support@mosadvisor.ru или позвонить по телефону
+7 (499) 394-39-78
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Заявка по Акции

Спасибо за обращение!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время. В случае возникновения вопросов, вы можете написать нам на почту support@mosadvisor.ru или позвонить по телефону
+7 (499) 394-39-78
Oops! Something went wrong while submitting the form.